Детский туризм в стране набирает обороты – несмотря на экономическую ситуацию. Этому способствовало, прежде всего, создание координационного совета по развитию детского туризма при правительстве и в субъектах РФ, проект министерства культуры «Моя Россия» и, конечно, работа туроператоров. Сегодня практически в каждом регионе задумались о развитии детского туризма. Однако далеко не всегда первые шаги делаются в правильном направлении. Об этом рассуждает член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ, генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская.
- В последнее время многое сделано для развития культурно-познавательного отдыха детей, в том числе и благодаря объединению туроператоров «Мостурпул». Которое вы возглавляете. Ваши «Московские уроки» и «Московские каникулы» уже стали классикой. Вы довольны развитием этих проектов?
-
Эти туры мы реализуем с 2012 года. За это время только через нашу компанию более 30 тысяч школьников из регионов России проехали по таким маршрутам. «Московские уроки» – это экскурсионно-образовательные туры для школьников. Они построены так, чтобы, знакомясь с достопримечательностями столицы, дети в ненавязчивой форме продолжали обучение по основным учебным дисциплинам. Значительную роль здесь играет посещение ведущих московских музеев.
«Московские каникулы», как следует из названия, носят больше познавательно-развлекательный характер. После того, как в Москве прошли две межрегиональные конференции по школьно-образовательному туризму, на которых мы представили эти программы, нашу инициативу подхватили туроператоры других регионов. Появились «Байкальские уроки» в Бурятии, «Классные путешествия» в Ярославле, «Урал школе» в Свердловской области, «Саянские каникулы» в Хакасии. На мой взгляд, это еще одно подтверждение, что наша страна располагает огромными ресурсами для развития экскурсионно-образовательного туризма.
— Недавно вы представили новый проект – «Живые уроки». Чем он отличается от прежних уроков?
- Визуализация учебных программ – это вообще один из главных мировых трендов в подростковом туризме. Во многих странах такие предметы, как окружающий мир, география, биология изучают не только в классах, но и в музеях, зоопарках, океанариумах, заповедниках и просто на природе. Анализируя учебные программы по школьным предметам, невольно приходишь к выводу, что практически в каждом регионе России можно проводить образовательные экскурсии по истории, географии, биологии, литературе, физике, химии, математике. Например, тему творчества Александра Пушкина можно изучать в Москве в музее Пушкина на Пречистенке, в Санкт-Петербурге в музее-квартире поэта, в Тверской области – в Берново и Торжке, в Псковской области – в заповеднике «Михайловское». Историю разных периодов можно изучать на основе артефактов в исторических и краеведческих музеях, они есть почти в каждом регионе. Или в местах археологических раскопок – например, в Хакасии история захоронений насчитывает несколько веков до нашей эры. История революции 1917 года и царской семьи тесно связана с Екатеринбургом. А легендарный Чапаев родился и вырос в Чувашии. Вопросы физики и химии можно объяснять не только в музеях, но и на промышленных предприятиях. И уже сейчас проводятся такие экскурсии для школьников и студентов профильных вузов. На Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии даже открыт специальный центр. Рядом располагается завод «РУСАЛ», его могут посещать старшеклассники и собственными глазами видеть, как льется алюминий.
— Речь, как я понимаю, идет не просто об отдельных экскурсиях, а о системе образовательных маршрутов по всей стране?
- «Живые уроки» – совершенно новый подход к разработке экскурсионных программ, к способам подачи информации. Чтобы получить образовательный эффект, туроператоры должны работать в тесном сотрудничестве не только с экскурсоводами и объектами показа, но и с педагогами. Проект позволяет решать задачи и образования, и патриотического воспитания, и развития межрегиональных турпотоков, причем и во время каникул, и в течение всего учебного года. Турпотоки школьников будут формироваться на постоянной основе. Регионы при этом получают равномерную загрузку своих музеев, заповедников, а также транспорта и гостиниц, объектов питания.
— Как регионы реагируют на новый проект?
- Проект поддерживает министерство культуры РФ, в его развитие готовы вкладывать деньги и регионы. Программа «Моя Россия», которая финансируется минкультом, за три года охватила 63 тысячи школьников – и это всего 0,3% всех детей школьного возраста. Без поддержки регионов мы с детским туризмом далеко не уедем.
На прошлой неделе в рамках международного туристического форума в Петербурге прошел круглый стол «Образовательный туризм. Живые уроки», где мы представили наш проект. А на следующий день Хакасия, Чувашия, Свердловская область и РСТ подписали соглашение о взаимодействии по развитию детского туризма на основе проекта по образовательному туризму «Живые уроки».
— Почему именно эти три региона?
- На нынешнем этапе важно качество, а не количество. Мы сознательно ограничиваем число участников, чтобы тщательно отработать модель, а потом переносить ее на другие регионы. В случае присоединения к проекту «Живые уроки» от регионов потребуются серьезные усилия, им придется обратить особое внимание на качество автомобильных дорог, придорожную инфраструктуру, наличие оборудованных стоянок на маршруте и стоянок в городе рядом с транспортными узлами, объектами показа, размещения питания.
Не все к этому готовы. А вот, например, Хакасия в числе первых активно включилась в проект по формированию образовательных маршрутов. Там хорошо отлажено межведомственное взаимодействие и эффективно работает местный координационный совет по развитию детского туризма. И, что для нас особенно ценно, разрабатывая маршрут, в Хакасии учитывают все необходимые составляющие, включая остановки для отдыха, точки питания на дороге, туалеты. Это абсолютно правильный подход: прежде чем начать реализацию маршрута для детей, по нему должны проехать представители всех соответствующих структур – туроператоры, транспортные предприятия, дорожные службы, Роспотребнадзор, министерство образования. Задача – выявить и устранить даже мельчайшие недостатки. Далеко не везде есть такое понимание сути детского туризма.
— Тем не менее многие регионы активно разрабатывают и представляют профессиональной и широкой публике туристические программы.
- Да, в последнее время прошло немало презентаций различных региональных экскурсионных маршрутов. Но парадокс в том, что программы составляются не вместе с туроператорами, а для них. В некоторых регионах так и говорят: мы разработали маршрут и готовы передать его на реализацию турбизнесу. Я много лет работаю в этой сфере и не могу этому не удивляться такому подходу. Во всем мире ключевая фигура в турбизнесе – туроператор. Именно он занимается разработкой и реализацией экскурсионных туров. Власть должна создавать условия для развития туризма, а не сочинять туры за туроператоров. Составить маршрут не так уж сложно, а вот чтобы его воплотить и организовать турпотоки, нужны определенные условия. Туризм не может развиваться сам по себе. Мы не можем сами создать парковки для автобусов, построить дороги и развить придорожную инфраструктуру. Очень дорогостоящая составная часть в процессе реализации туристического маршрута – его продвижение. В решении этих проблем нам необходима помощь региональных администраций. Например, власти могли бы помочь туроператорам договориться с музеями Кремля, чего мы сами не можем сделать уже долгие годы. Или обеспечить парковки для автобусов рядом с объектами показа, размещения, питания и транспортными узлами.
— Регионы, которые вы выбрали для старта «Живых уроков», правильно понимают роль туроператоров?
- Да, в Хакасии, Свердловской области, Чувашии мы работаем с туроператорами и совместно решаем задачи по разработке и реализации экскурсионных образовательных маршрутов. Свердловская область очень сильно продвинулась в этой сфере. При финансовой поддержке регионального правительства в рамках проекта «Урал школе» туроператоры составили каталог образовательных экскурсий с учетом сезонов, разработали учебные методические рекомендации для каждого класса. На Урале организована добровольная сертификация туроператорских услуг, утвержден список рекомендуемых компаний по детскому туризму, выплачиваются субсидии. В Чувашии тоже налажено эффективное взаимодействие между туроператорами, образовательными учреждениями и администрацией. Здесь директоры школ не боятся брать на себя ответственность, и дети путешествуют по родному краю и по другим регионам. Сейчас в федеральных образовательных стандартах предусмотрено до 10 часов внеурочной деятельности в неделю для учащихся 1-9 классов, и работники образования Чувашии научились их грамотно использовать.
— Планируется ли расширение проекта в ближайшее время?
- Подписание следующих соглашений запланировано на конец марта 2016 года в рамках конференции по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки» в Чувашии. Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные регионы.
Добавить комментарий